На сегодняшний день существует множество разнообразных техник изготовления икон. Написанные на доске, фрески, вышитые, мозаичные, литые, и некоторые другие. Наиболее распространенными и популярными сейчас являются образы, написанные на гладкой доске. Но в Византии, около I века от Рождества Христова зародился и другой, не менее интересный вид икон – рельефные или резные. Очевидно, что византийские мастера переняли этот способ нанесения образов из античной культуры, богатой барельефами и другими объёмными изображениями на камнях. Византийские резчики переносят рельефные узоры на такие благородные и редкие материалы, как слоновая кость, перламутр и дерево. Археологические раскопки древних византийских городов показали, что рельефные отображения святых ликов были распространены повсеместно как среди знати, так и в домах рядовых горожан.
С приходом христианства в XI веке резные иконы появились и на Руси. Первые паломники привозили с собой из Византии образцы икон на рези ( именно так их называли летописцы), они преподносились в качестве ценных подарков при ведении дипломатических переговоров и на государственных встречах. Древнерусские мастера, имеющие большой опыт резьбы по дереву (ещё с языческих времен) с легкостью переняли приёмы и техники византийских учителей, а большой спрос на эти предметы культа сделал их производство чрезвычайно выгодным. Поначалу за образец брали привозные лики, писанные на доске, а также иллюстрации к Библейским текстам. Русские мастера-резчики, вдохновленные выразительными образами, приступили к освоению византийской манеры исполнения и вскоре уже смело вносили в свои работы новые, оригинальные и самобытные приёмы. Резали почти исключительно из дерева, благо древесина была на Руси в избытке. Резные иконы из дерева, для изготовления которых использовали местную простую древесину (липу, ольху, березу), были существенно дешевле и, в связи с этим, доступнее для обычного населения. Для выполнения же незаурядных заказов старались использовать ценную привозную древесину.
Только что вырезанные святые образа пропитывали маслом или некоторыми другими видами грунтовки, для того, чтобы обеспечить сохранность образа. Известно, что применяли не только растительные пропитки, но также и пропитки на основе животных жиров. Уже на подготовленную таким образом поверхность наносили пигментсодержащие краски, для украшения иконы покрывали сусальным золотом и серебром, декорировали бархатом, парчой и шелком, в ход шли и полудрагоценные самоцветные камни, жемчуг. Для закрепления яркости красок сверху наносился воск или лак. В редких случаях резные образы оставались чистыми и никак не декорировались.
Резные иконы ручной работы, выходившие из-под руки некоторых, особо талантливых мастеров, выглядели настолько впечатляюще, что доводили верующих до слез и через сильные эмоции призывали их к смирению перед могуществом Всевышнего. Это были настоящие шедевры.
Церковная резьба получила широкое распространение и благодаря тому, что иконы , написанные красками на гладкой доске, были крайне редкими и, как следствие этого – очень дорогими. Причинами этого было слишком еще малое количество талантливых православных иконописцев и учителей канонической иконописи. То небольшое количество иконописцев, которое удалось выпестовать на Руси, физически не могло полностью закрыть потребности населения в предметах культа.
Период с XV до начала XVII столетия явился «золотым веком» для развития русской церковной резной традиции. Резные деревянные иконы преимущественно изготавливали мастерские при монастырях. Особенной известностью по тем временам пользовались работы резчиков из мастерской при Оружейной палате в Москве и мастерской Троице-Сергиевой Лавры под руководством знаменитого резчика Амвросия. Действительно, трудно было бы найти лучшее место для резьбы образов, чем монастырь – на резьбу икон выдавалось особое благословение, и при работе над иконой мастер творил особое молитвенное правило. Из-под рук монастырских мастеров вышло огромное количество прекрасных работ, среди которых встречались не только иконы разного размера, а также оклады, молельные места, резные киоты для икон, которые и по сей день являются эталоном резного искусства.
К сожалению, этому не суждено было продолжиться. В середине XVII века реформы Патриарха Никона и специальный указ Петра I “Об исправлении иконного изображения» провозгласили полный отказ от любых объёмных изображений, за исключением ликов на крестах и панагиях. Такие иконы были сочтены наследием языческих культов и подлежали повсеместному уничтожению. Много памятников древнерусской церковной резьбы исчезло в кострах и под топорами рьяных борцов со старообрядчеством. Чудом уцелевшие и дошедшие до наших дней антикварные иконы спаслись либо на далеком ещё от реформ Русском Севере, либо были спрятаны и бережно хранились в гонимых старообрядческих семьях, а в некоторых случаях и сами реформаторы, не решаясь уничтожать красивую резьбу, замуровывали иконы в подвалах храмов и монастырей. При массовом сносе церковных построек в эпоху коммунистического атеизма были обнаружены десятки таких тайников, в которых была сохранена для мира старинная резная икона во всем своё многообразии и великолепии.
Начало возрождения русской резной традиции было положено именно на Русском Севере и территориях Урала и Сибири. Бережно хранимые старообрядцами иконы и, что немаловажно, навыки церковной резьбы очень хорошо прижились вдали от реформ и репрессий. Создавались небольшие мастерские, где отработанные десятилетиями орнаменты находили новое рождение, создавались свежие рисунки и подходы к резьбе. Особенно стоит отметить мастеровых сибирских земель. Здесь, среди еще вчерашних язычников, привыкших к объёмным изображениям богов и идолов, не приживались новые представления об иконах, написанных только на гладкой доске. А вот резные выпуклые изображения легко нашли отклик в их сырцах, чем и упростили их переход в новую веру. Это был разумный компромисс между официальными догматами религии и здравым смыслом, он помог присоединить к православной религии большое количество новых последователей.
Еще одна волна гонений на резные образы началась с утверждением Святейшим Синодом в 1832 году указа «О том, чтобы в церквах не иметь никаких изображений, кроме святых образов». Снова чудесные образцы иконописной резьбы запылали в кострах, хотя этот указ и не повлек за собой таких значительных репрессий, как реформы Никона и Петра I.
В 1905 году был, наконец, принят Указ «Об укреплении начал веротерпимости», которые вывел старообрядцев из тени и церковная резьба получила, наконец, свободу для своего дальнейшего развития.
Новая волна интереса к церковно-религиозной резьбе во второй половине XX века была отчасти вызвана повышенным интересом к русской истории, русским традициям, а также возрождением и ростом влияния православия. Новые мастера и художники ищут новые подходы, используют высокоэффективные и технологичные методы резьбы, используют редкие материалы, например в последнее время мастера стали использовать ископаемую кость мамонта.
Но, вместе с тем как уменьшается доля человеческого живого труда при производстве святых образов, растёт спрос на образы, вырезанная теплыми руками, с молитвой и смирением в сердце.
Причина вымирания мамонтов однозначно не установлена. Существует множество теорий согласно которым вымерли крупные млекопитающие животные отряда хоботные,…
29.07.2019
Двадцать тысячелетий назад наша Земля была беспощадным, и малопригодным для проживания человечества, местом. На равнинах в Межиричах (территория современной…
31.03.2020
Выбрать необычный подарок девушке на 8 марта довольно непростая задача для мужчины. По этой причине накануне Женского дня, у многихпоявляется вопрос, какой…
06.03.2020
Подарки на новый год корпоративным клиентам крайне важны, с их помощью связи с крупными партнерами и клиентами укрепляются, и становятся прочнее. Подарки…
23.12.2019
Технология резьбы по кости не изменилась, за несколько тысячелетий, за исключением современного оборудования и инструментов. Изготовление из кости изделий…
08.07.2019
Ассортимент брошей в нашем каталоге значительно пополнился, поэтому сегодня пришло время освежить в памяти информацию о том, как правильно носить брошь.…
27.07.2020
Скульптурам в интерьере уделяется особенное внимание, они имеют декоративное назначение. Скульптуры для декора интерьера, как правило отображают внутренний…
09.06.2020
Искусство резьбы по кости - древнейший вид деятельности в декоративно - прикладном направлении. Возникновение косторезного промысла берет начало в эпоху…
22.07.2019
Как известно существуют различные виды резьбы по кости. Чаще всего применяется резьба объемная, рельефная, ажурная (т.е сквозная, с выборкой фона вокруг…
28.10.2019
Где жили мамонты? Мамонты обитали на различных территориях нашей планеты в зависимости от классификации. Первоначально они обитали в Африке, далее появились…
19.11.2019
Теперь любое понравившееся изделие вы можете приобрести в рассрочку
16.09.2020
В исправительной колонии Холмогорского района состоялся первый выпуск резчиков по кости. Для того, чтобы стать резчиком было необходимо пройти десятимесячное…
11.08.2020
Если вы еще не нашли подарки для ваших мужчин, то у нас для вас есть специальное предложение!
22.02.2020
Поиск по каталогу2>