pixel
Хотьковская фабрика резных художественных изделий
Москва: +7 (495) 414-2029
Санкт-Петербург: +7 (812) 467-4225
Заказать обратный звонок
МО, Сергиево-Посадский район
г. Хотьково, ул. Дачная, 1А

Резьба по кости крупных рогатых животных

Кость крупного рогатого скота (обычная) представляет из себя упругую ткань для соединительного назначения. Минеральные вещества составляют около семидесяти процентов, и органические вещества около тридцати процентов, они образуют костную ткань. Оссеин (часть ткани относящаяся к органической) содержит в себе соли кальция. Уплотненность костной ткани напрямую зависит от пищи, которую употребляет животное, и его возраста.

Существует два вида животной кости. Кость обычная (рядовая) к ней относятся все части составляющие скелет. И кость поделочная - это кость относящаяся к конечностям крупных рогатых животных, имеющая трубчатую основу, находящаяся в суставах конечностей, конкретно первого сустава. Данный сустав имеет название “цевка”. Большой минус данной кости состоит в том, что ее внутренняя часть полая, и длина составляет от 5 до 25 см. Толщина стен кости местами различается, что создает сложности для мастеров косторезов. “Цевка” - довольно пластичная, легко поддается полировке, но имеет один весомый недостаток. Она со временем быстро желтеет, поэтому существуют способы отбеливания.

Простая животная кость не отличается редкими оттенками, не имеет особенного рисунка, или фактуры. В основном ее использовали для рельефной резьбы. Кость позволяет выполнять низкие и тонкие рельефы, тем не менее из “цевки” также создавали рельефную, объемную, ажурную резьбу, и гравировку. Для того, чтобы сделать изделие необычным, пластины из кости окрашивали в цвета коричневых и зеленых оттенков. Существовало несколько видов окрашивания: поверхностное и глубинное. Глубинное окрашивание обычно использовалось для декора ларцов и шкатулок. Это связано с тем, что выравнивание окрашенных пластин выполнялось после сборки предмета. При поверхностном окрашивании, в процессе выравнивания пластин краска могла пострадать. Поверхностное окрашивание применялось для выполнения гравировки. После гравировки орнамент становился белым (естественным цветом кости), а фон оставался цветным. Используя поверхностное окрашивание мастера создавали мягкие переходы от естественного к цветному. Также для декора изделий часто применялась цветная гравировка с использованием геометрического и изобразительного орнамента.

Изделия из костей рогатого скота часто имели цилиндрическую форму и использовались в качестве подставок для ручек, карандашей. Часто создавались  различные коробочки с крышками овальной формы. Иногда мастера брали естественную форму за основание, из которого проростали ветви дерева, или другие изображения. Ювелирные украшения из цевки декорировались миниатюрными символичными изображениями растений, животных и птиц. Такие изображения использовались в создании бус и колье (служили звеньями). Также символические изображения животных и растений сочетались с геометрическими элементами. Животную кость часто комбинировали с другими материалами: рогом, металлом, деревом. Обычно дерево использовалось фоном для резных накладок. Так мастера резчики Хотьковской фабрики (в советские времена) выполнили гербы древнерусских городов. Животная кость в украшении одежды часто дополнялась металлом.

Резьба по кости крупных рогатых животных была доступной, так как добыча материала не имела трудностей. Для создания изделий животная кость требует предварительной подготовки. Перед использованием, кость варят несколько часов для обезжиривания, и устранения  остатков мяса. После варки кость отбеливают, после чего она становится пригодной для обработки.

Комментарии