Зачастую у истоков народных промыслов стоят неизвестные нам безымянные мастера и умельцы. Но случалось и так, что изучением ремесел и привнесением в национальный колорит профессионального художественного вкуса занимались замечательные художники, имена которых знакомы каждому. Именно так и случилось в Абрамцево – месте, где благодаря взаимодействию выдающихся живописцев и мастеров-ремесленников зародилось сразу несколько знаменитых русских промыслов. В этих живописных местах, богатых лесами, когда-то процветали декоративно-прикладные ремесла и народные промыслы: простые люди издревле изготавливали разнообразные деревянные поделки и игрушки.
До середины 19 века все эти начинания были исключительно народными и не носили какого-либо цехового характера. Но уже в середине 19 века ситуация изменилась. Разоряющееся крестьянство стремилось уехать в город, промыслы забывались, народное искусство было на грани исчезновения. В то время многие представители купечества и зажиточной интеллигенции стали увлекаться коллекционированием, изучали русские народные промыслы, создавали творческие кружки.
Эти же увлечения разделяли и знаменитый коллекционер и меценат Савва Мамонтов с супругой Елизаветой Григорьевной. В своём имении они беспрестанно принимали гостей – знаменитых художников той эпохи, покровительствовали их начинаниям, проводили художественные собрания. Для работы художников были созданы все условия: прекрасный художественный парк, резные терема, ничем не ограниченная свобода для творчества. Так и возник в 1878 году знаменитый творческий союз известных русских художников - абрамцевский художественный кружок.
Кружок под покровительством Саввы Мамонтова оставил наибольший след в русской истории по сравнению с другими художественными объединениями того времени. Не в последую очередь потому, что здесь действительно собрались настоящие художники-виртуозы той эпохи. В усадьбе Абрамцево работали такие знаменитые мастера как Валентин Серов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Константин Коровин и др., там же были написаны картины «Девочка с персиками» Серова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и «Алёнушка» кисти Васнецова. Под теплой и гостеприимной крышей мамонтовского дома творцы вместо с хозяевами преследовали очень важную и благородную цель – сохранение , преумножение и развитие народных художественных промыслов России.
За десятилетие вокруг мамонтовского кружка образовалась самая настоящая художественная школа, провозгласившая культ русской красоты и воспевшая в своих работах народный декоративный промысел. В этой школе лучшие мастера России отбирали талантливых ребят из Хотьково и преподавали им основы композиции и рисунка. Многие ученики выросли в замечательных народных умельцев. В рамках этой же школы получили своё развитие народные промыслы других направлений. Участников кружка всерьез заинтересовала местная резьба по дереву. Изучение художниками декоративных ремесел привело к тому, что в абрамцевской мастерской появились столярно-резнический, гончарный и вышивальный цеха. Все художники стали ярыми собирателями народного искусства. Сестра Поленова, Елена Дмитриевна, стала руководителем этих мастерских. Обладая прекрасным художественным вкусом и тонким восприятием, она смогла привести своих учеников к пониманию красоты национального рисунка, в результате чего сформировалось четкое представление о русском стиле.
Результатом совместной работы талантливых мастеров-ремесленников с лучшими художниками России стали такие сувенирные изделия, как Сергиевская матрёшка и Богородские резные игрушки с механизмами. Все эти изделия народных промыслов до сих пор невероятно популярны в Европе, Америке и Азии.
Здесь же зародился канон еще одного известного вида резьбы – резьбы по камню, дереву и кости – абрамцевской-кудринский канон. После революции бывшие выпускники абрамцевской школы объединились в артель, и она стала одной из самых успешных артелей раннесоветского времени. Именно абрамцевские мастера оформляли Третьяковскую галерею, а также вырезали панно для оформления павильона СССР для выставки в Париже в 1937 году.
С тех самых пор Хотьково и окрестные деревни стали одним из самых крупных центров русских ремесел и знаменитой русской сувенирной продукции. Одним из зародившихся в Хотьково народных промыслов стала хотьковская резьба по кости, да не просто по кости, а по бивню мамонта.
Резьба по кости – древний русский промысел, пришедший к нам с Русского Севера. Местные кочевые народы передали свою манеру резьбы по кости поморам, а те, в свою очередь, добавили в нее традиционные для приполярной России узоры. Впоследствии эти узоры были привезены в Абрамцево одной из экспедиций, исследовавших Русский Север. Так косторезный промысел оказался в Хотьково, ближайшем к Абрамцево городе.
Из нескольких видов кости кость мамонта является наиболее декоративной. В нашей стране большая часть мамонтовой кости добывается в Якутии, где находится филиал Хотьковской фабрики, занимающийся исключительно добычей и заготовкой сырья.
Косторезы любят бивень мамонта за его причудливые оттенки, необычную и неповторимую фактуру, исключительные декоративные качества, и, несмотря на нежность и чувствительность кости к резким перепадам температуры и влажности, предпочитают работать именно с ним, а не с клыком моржа или рогом лося – неприхотливыми, но не столь декоративными материалами. За тысячелетия в мерзлоте благородная мамонтовая кость приобретает причудливые оттенки от нежно-розового до сочного янтарно-коричневого. Этот материал невозможно подделать, настолько он необычен по рисунку и фактуре.
Хотьковские резные орнаменты и фигурки удивительным образом сочетают в себе изысканность форм и магию древнего материала, из которого они сделаны. Невзрачный поначалу кусок материала в теплых руках мастера превращается в забавные фигурки, барельеф или тончайшее костяное кружево. История напоминает нам о том, что когда-то эти узоры стали плодом совместного творчества знаменитых русских живописцев и народных умельцев. Из этого начинания вырос и дожил до наших дней отдельный вид народного творчества, живущий и поныне. Союз маститых художников и ремесленников из народа чрезвычайно обогатил русскую культуру.
Браслеты использовались как обереги от нечистой силы, демонстрировали социальный статус в обществе, и навсегда останутся одним из любимых украшений среди…
23.07.2020
Общественная форма жизни мамонтов была обусловлена проживанием животных в стадах, и матриархатом во главе стада
25.02.2020
С начала 17 века трости выполненные вручную стали не только дополнять костюм, а также демонстрировали социальный статус обладателя и достаток. Модные трости…
02.06.2020
Минимализм – это стиль, который подчеркивает главное и отсеивает лишнее. В этом стиле выражается отказ от бессознательного использования тех или иных украшений,…
11.08.2020
Возрождение косторезного промысла в городе Хотьково стало формироваться в конце 19 в., здесь образовалась столярная мастерская лучших резчиков в округе.…
09.09.2019
Резьба по кости – это древнейший вид искусства, которым стал заниматься человек, как только у него появились подходящие для этих целей инструменты. Не…
16.09.2016
Хотьковская резьба по кости возникла в 1947 г. Ведущей основой для работы местных мастеров косторезов представлялась обыкновенная животная кость. Из кости…
16.09.2019
Чем питались мамонты в ледниковом периоде, и другие животные во времена мерзлоты
28.01.2020
Холмогорская резьба по кости является одним из древнейших косторезных промыслов, который сформировался на Севере нашей страны. Город Холмогоры расположен…
30.09.2019
Сегодня аппарат для обработки костей под названием бормашинка выполняет большую часть работы в создании изделий, тем не менее довольно часто встречаются…
26.11.2019
Теперь любое понравившееся изделие вы можете приобрести в рассрочку
16.09.2020
В исправительной колонии Холмогорского района состоялся первый выпуск резчиков по кости. Для того, чтобы стать резчиком было необходимо пройти десятимесячное…
11.08.2020
Если вы еще не нашли подарки для ваших мужчин, то у нас для вас есть специальное предложение!
22.02.2020
Поиск по каталогу2>